Умственная отсталость

Задержка развития, аутизм или умственная отсталость?

В нашем центре мы каждый день видим большое количество детей с тяжелыми и умеренными неврологическими нарушениями, затрагивающими умственное развитие, когнитивную функцию. Но самое главное, в большинстве случаев мы наблюдаем очень неплохую динамику, иногда и просто чудесную. Часто, у этих пациентов стоит диагноз «умственная отсталость».
Именно исходя из динамического наблюдения, а также того факта, что кора больших полушарий развивается ВСЮ жизнь, а процесс миелинизации не завершен даже к совершеннолетию, мы считаем постановку диагноза умственная отсталость до 19-23 лет некорректной. 

Почему же картина столь плачевна? 

Дело в том, что российская медицинская методология опирается на данные и учебный материал еще советской эпохи, которые морально устарели лет на 35-40.
Задержка психического развития = умственная отсталость?
Многие государственные учреждения, комиссии, «специалисты» зачастую ставят 4-5 летнему ребенку диагноз умственная отсталость, ставя при этом штамп на ребенка и его семью. Когда мы начинаем разбираться с проблемами развития ребенка, то зачастую видим, что за умственную отсталость принимают банальное ЗПР (задержку психического развития), причем, во многих случаях такой диагноз ставят неговорящему ребенку. А ведь иногда именно задержка речевого развития приводит к снижению интеллекта.
И это еще неполный спектр ошибок. Например, разве можно говорить об отсталости, если у ребенка аутизм?

Кто может определить и поставить точный диагноз?

В нашем центре работает целый штат специалистов: неврологов, психиатров, логопедов, инструкторов ЛФК/АФК трудятся над тем, чтобы развить максимум потенциала ребенка.

Для начала, давайте разберемся:

  1. какая структура ЦНС виновата, в диагнозе ребенка
  2. на сколько серьезно поражение ЦНС;
  3. проанализируем потенциал развития интеллекта ребенка.

И только ответив на эти вопросы, будем судить о возможности постановки ребенку диагноза умственная отсталость.

А это лечится?

На сегодняшний день, научно доказано, что кору больших полушарий головного мозга, которую принято, отождествлять с интеллектом, на самом деле, берет на себе контроль за речью и поведением полностью только к 3-4 годам, а процесс ее созревания заканчивается к 23 годам, может и позже. Поэтому в МЦ «Доктрина» мы, работая с ребенком 4-7 лет, делаем акцент на развитии подкорковых структур головного мозга, базальных ганглий, мозжечка.

Если структура имеющая дефицит, не позволяет ребенку активно развиваться, мы добиваемся улучшения не за счет развития этих функций, а за счет развития интеллекта в целом и выработки обходных, резервных путей.
Как правило после системной реабилитации, подбора необходимых ребенку методик, терапий, уже через полгода, год, об умственной отсталости речь не идет… И встает другой вопрос: пойдет ли ребенок, или переведется в школу, уж извините за термин, с «норма» детьми.

Поэтому важно провести реабилитацию вовремя, это позволит значительно компенсировать психическое развитие.
Но! Все вышеперечисленное касается только тех случаев, когда поражения головного мозга не сильные, и сохранны базовые механизмы функционирования ЦНС.

Мы всегда говорим пациентам правду о состоянии их ребенка, и даже когда мы видим тяжелый случай, речь идет о реальных ограничениях. Но тонкость в том, что эти «ограничения максимального развития» выявляются, с очевидностью очень редко. Таким образом, дословно, врач, зачастую, говорит следующее: «Это не позитивный прогноз. Но физиологический оснований дать негативный прогноз у нас нет. Нет оснований поставить и диагноз «умственная отсталость». Как правило, родители все равно принимают решение о реабилитации. Довольно скоро проявляются первые положительные изменения. А вот чтобы от применения нескольких актуальных методик был получен абсолютный ноль – не вспомню ни разу.
К счастью, тяжелые случаи по статистики составляют всего 2-3% от всех пациентов. Во всех остальных случаях зачастую невнимательность «специалистов», которые наблюдали ребенка ранее, или плохо обследованный пациент, недостаточная или ошибочная диагностика.

Какие виды обследований необходимо провести для определения степени развития ребенка?

Для выбора необходимой вам диагностики, обратитесь за консультацией к нашему неврологу. Ниже перечень обычного перечня диагностики умственной отсталости ребенка:

Как начать лечение?

Сначала вам необходимо связаться с нами. Наши администраторы подберут удобное время для консультации и диагностики. Если у вас уже есть обследования, возьмите их с собой, и покажите нашему специалисту. Это даст возможность сравнить результаты и не выполнять какие-то обследования, что сэкономит ваше время и деньги.