СИНДРОМ ДАУНА

Синдром Дауна – одна из самых наиболее встречающихся хромосомных аномалий. У детей с этой патологией преобладают нарушения интеллекта, аномалии развития костной и другой ткани. Но последние исследования опровергают сделанные ранее выводы, что дети с синдромом Дауна имеют глубокое отставание в интеллектуальном развитии. Лишь в единичных случаях отмечается сильная его задержка, в большинстве случаев умственную деятельность можно назвать пограничной.

Особенности развития детей с синдромом Дауна

У детей с синдромом Дауна двигательные и речевые функции развиваются медленно. Они начинают держать голову в среднем в 4-5 месяцев, умеют сидеть с 8-9 месяцев, а ходят только после достижения двухлетнего возраста. Первые слова они произносят после 2 лет, первые фразы – после 4 лет.

Особенности интеллектуального развития:

  • тугоподвижное мышление;
  • неустойчивость внимания;
  • быстрая утомляемость;
  • сохранность эмоциональности и личностных качеств;
  • способность к подражанию, что частично компенсирует проблемы с мышлением.

При правильном подходе к реабилитации дети вполне успешно развиваются, формируют речь и коммуникативные навыки, адаптируются в обществе.

Реабилитация пациентов

Специалисты клиники «Доктрина» занимаются развитием детей с синдромом Дауна. Мы достигаем отличных результатов, которые часто удивляют родителей. Дети с синдромом Дауна хорошо реагируют на проводимые реабилитационные и педагогические мероприятия. Они развивают речь, интеллект, социальные навыки.

Вот пример из нашей практики: «Врачей учили и учат до сих пор, что генетический синдром это приговор. Мой первый же год работы после ординатуры показал, как сильно я был введён в заблуждение. Результаты моего первого пациента с Синдромом Дауна меня просто обескуражили - качество жизни семьи за 5 мес выросло... нет даже слов правильных... скакнуло вверх через много ступеней»,- главный врач МЦ «Доктрина» Ефимов И.О.

Для реабилитации таких детей используется:

  • рефлексотерапия;
  • логопедические занятия;
  • лечебная гимнастика;
  • массаж;
  • физиотерапевтические методы;
  • занятия в сенсорной комнате;

Проводятся педагогические мероприятия, которые направлены на коррекцию речи, воспитание психомоторных навыков и социальную адаптацию. В процессе обучения акцент ставится на их сильные стороны: механическая память, способность к подражанию, чувственному восприятию окружающей среды, сохранность эмоций.

Развитие речи

Дети с синдромом Дауна поздно начинают говорить. Речь у них часто неразборчивая. Речевым нарушениям способствуют сразу несколько факторов:

  • сниженный интеллект;
  • тугоухость, которая является частой проблемой таких детей, но не всегда вовремя выявляется;
  • особенности анатомического строения речевого аппарата.

При синдроме Дауна у ребенка высокое и узкое горло, поздно и зачастую неправильно растут зубы, маленькая верхняя челюсть и большой язык. Объем ротовой полости меньше, чем у большинства детей. Между верхними и нижними зубами остаётся большая щель (открытый прикус).

Специальные занятия позволяют развивать моторику артикуляционного аппарата, повышают тонус мышц и способствуют формированию правильной внятной речи. Используемые миофасциальные упражнения помогают увеличить размер верхней челюсти. Детям с самого раннего возраста показан логопедический массаж лицевых и языковых мышц.

Развитие интеллекта

Некоторые компоненты интеллекта у детей с синдромом Дауна сильно «проседают». Тем не менее, он могут быть компенсированы за счет других качеств, которые существенно не страдают. Это в первую очередь механическая память, способность к подражанию. Для детей важен эмоциональный и игровой контакт.

В клинике «Доктрина» при обращении ребенка с синдромом Дауна врачи определяют уровень его интеллекта при помощи специальных тестов. Затем проводится его развитие с использованием:

  • специальных условий обучения и механизмов адаптации;
  • особых образовательных программ, приспособлений и методов;
  • невербальных контактов: мимики, жестов, тактильных контактов.

В нашем детском реабилитационном центре мы одновременно стимулируем у детей физическое, речевое, интеллектуальное, психологическое развитие. Мы стараемся приблизить навыки и способности максимально к уровню нормотипичных детей. Если реабилитация и социализация начата в раннем возрасте, то такой ребенок вполне сможет посещать обычный детский сад или инклюзивные формы, а затем и планировать обучение в общеобразовательной школе.